О фарфоре
Вступление
По технологии фарфора издано немало книг, но до сих пор не существует систематического труда, раскрывающего многообразие художественных возможностей этого действительно авторского материала, с которым работали многие талантливые художники.
Интерес к фарфору имел свои взлеты и падения не только со стороны поклонников, но и со стороны художников. В фарфоре работали: М. Врубель, К. Сомов, И. Билибин, но это было для них лишь эпизодом творческой биографии. В начале 20 века был сделан ряд попыток вывести фарфор в область большого искусства.
Советский период в истории Русского фарфора характерен тем, что он породил такое явление, как «Авторский фарфор». В фарфоре стали работать художники, которые смогли объединить многие возможности материала и использовать их для построения художественного образа
Художник по фарфору постепенно превращается в универсала, владеющего навыками скульптора и живописца, архитектора и технолога, претворяющего в жизнь свои художественные замыслы в фарфоре не по призванию со стороны, а по внутреннему призванию и от восхищения возможностями, таящимися в материале.
Можно говорить уже о нескольких поколениях профессиональных фарфористов, которые продолжают расширять пространство искусства в фарфоре, несмотря на многие неблагоприятные внешние обстоятельства, которые в основном сводятся к отсутствию средств.
Крупные замыслы в фарфоре осуществимы лишь при наличии хорошо отлаженной производственной базы, что возможно в условиях большого производства, такого как: ЛФЗ, Дулевский фарфоровый завод, Дмитровский завод. Условия небольших частных мастерских не позволяют освободиться от денежной зависимости и диктуют свою коммерческую политику, часто зависящую более от воли заказчика, чем от воли художника.
Требуются огромные усилия для того, чтобы выкроить время для творческой работы. В то же время, сама возможность организации частных фарфоровых мастерских профессиональными художниками-фарфористами таит огромные возможности для творчества при возникновении интереса непосредственно к авторским произведениям, а не к мелкой сувенирной или подарочной продукции.
Сейчас художник по фарфору это очень редкое явление, при падении интереса к искусству вообще, но искусство фарфора это, несомненно, искусство будущего и попадая в руки даже неискушенных людей, фарфор превращает их в поклонников и ценителей своей неподражаемой красотой.
Аналогов фарфору нет. Фарфор может подражать мрамору, золоту, драгоценным камням — подражать фарфору не в состоянии ни один материал. Это действительно звонкое чудо. И действительно художники по фарфору бессмертны в своих произведениях, как записал писатель В. Бахревский, побывав очередной раз на Дулевском фарфоровом заводе.
Познакомившись впервые с фарфором более 25 лет назад и полюбив его раз и навсегда, я бы хотел поделиться своей любовью с теми, кто только выбирает эту профессию и с теми, кому не безразлична судьба Русского фарфора. Для моих коллег профессионалов вряд ли я скажу что-то новое, но надеюсь, что труд сей, послужит к общей пользе.
Профессиональные же искусствоведы да простят меня за вторжение на их территорию, поскольку желания мои просты и заключаются в том, чтобы абитуриенты поступали на отделение керамики не потому что не прошли на живопись или компьютерное проектирование, а потому что фарфор — один из замечательнейших материалов искусства.
(М.М.Обрубов)