Авторский фарфор

Фарфор, как материал изобразительного искусства, еще не достиг той высоты, на которую достоин вознестись, благодаря своим неповторимым качествам. Искусство фарфора — искусство, требующее высочайшего профессионализма, высоких технологий и идеальной сырьевой базы. Может быть, поэтому так узок круг профессиональных фарфористов.

Вступая в третье тысячелетие, мы входим в век новых возможностей, но для того, чтобы понять и оценить новое, нужно определить его принципиальное отличие, которое заключается в том, что мы создаем виртуальную вечность. Но если компьютерные технологии сохраняют свою «нетленку» лишь в виртуальном пространстве, то фарфор всегда обладал этой привилегией в реальном мире.

Фарфор – это материал вечности: он может быть уничтожен лишь сознательно, но ни время, ни климат не властны над ним. Произведения искусства, выполненные в фарфоре, не портятся и не стареют, не изменяют форму и цвет. Фарфор ждет достойных мастеров и художников, которые смогут полноценно использовать материал, являющий высоту человеческой цивилизации.

Мы будем говорить о таком явлении как – авторский фарфор, поскольку цель нашей работы: рассказать о фарфоре, как о материале художественного творчества. В истории культуры произошла вполне естественная для своего времени вещь: функциональность материала затмила собой все его остальные качества.

Авторский фарфор, как явление искусства, заявил о себе лишь в 20 веке, но свою популярность фарфор приобрел в качестве посуды. В мире найдется немного людей, которые могли бы сказать, что никогда не пользовались фарфоровой посудой, поэтому массовое сознание воспринимает этот материал как сугубо утилитарный. Глубинные же качества материала открываются пока лишь немногим профессиональным фарфористам, численность которых, в силу объективных причин, даже снизилась за последние годы в связи с закрытием многих фарфоровых производств, имеющих художественные лаборатории.

Что же такое фарфор, как явление искусства? По сравнению с традиционными видами живописи, живопись по фарфору имеет более богатую палитру, но и более дорогостоящую. Фарфор, как материал, безусловно, дороже холста и бумаги, но художественное произведение созданное в фарфоре становится фактически нетленным. Кроме того, в фарфоре появляются новые системы координат: объем и время.

Фарфор – это малая архитектура. Это определение, высказанное искусствоведом и знатоком фарфора Л. В. Андреевой, очень точно характеризует пространственные возможности материала. Малая архитектура имеет возможность последовательного восприятия во времени. Трехмерное пространство позволяет выстроить последовательную сюжетную линию, как в кинематографе, используя поворот объема как кадр. Изображение, выполненное на объеме, отличается от плоскостного тем, что оно не воспринимается сразу, но как бы открывается во времени: у него может быть свое начало и конец, тем более, что пространственные композиции не ограничены количеством предметов.

Пластическое решение предметов композиции обогащается часто еще и образной нагрузкой. Ученики преподавателя МВХПУ (бывшее Строгановское) Н.С. Селезнева славились своими образными пластическими композициями в фарфоре. В питерской школе наиболее интересный автор пластических композиций, объединенных единым сюжетом – это Инна Олевская.

В пространственных композициях может главенствовать как живопись, так и пластика, но гармоничный синтез пластики и изображения всегда выглядит более убедительно. От художника по фарфору требуется навыки скульптура и живописца, архитектора и технолога, сценариста и режиссера. Все это может поначалу испугать своей многоплановостью, но представьте себе те возможности, которые открываются перед вами и поверьте, что результат стоит тех усилий.

(М.М.Обрубов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.