Искусство и бизнес

Творчество отличается от репродуцирования. Произведение искусства отличается от товара. Но и то и другое является продуктом человеческой деятельности. Можно найти технические и эстетические различия, сравнивая произведение искусства и товар, но различия эти, конечно, лежат гораздо глубже поверхностных сравнений, они коренятся в системе ценностей и относятся к области философии и мировосприятия. Искусством движет идея – товаром движет идеология. Не вдаваясь в подробности, мы определим в основном отличие идеи от идеологии для удобства дальнейшего использования этих терминов.

В нашем изложении мы будем отличать идею от идеологии по одному качественному признаку. Возникновение и несение идеи связано с личностью и свободой. Идеология – это учение о методах внедрения идеи в общественное сознание. Идея может захватить общество своей красотой и правдой, энергетикой её носителей. Идеология же может насильственно внедряться и навязываться обществу её заинтересованными сторонниками. Идея всегда предшествует идеологии, также как творчество предшествует репродуцированию.

Художник, как носитель личной творческой идеи редко совпадает с современной ему идеологией. Но жажда творения чего-то качественно нового и внутреннее осознание вечной правды Прекрасного – это две составляющие, которые не дают заблудиться художнику в хаосе. Каждый человек является художником, в общем смысле этого слова, как каждый человек является образом Божиим, и поэтому если человек убивает в себе художника, то он неминуемо становится жертвой идеологии. Творческое бытие даёт человеку жизненную силу, с которой он берётся за любое дело, превращая его в правое дело. То есть само по себе ни дело, ни идеология не являются злом, но всё дело в духе, наполняющем его носителей. Авангард в искусстве это совершенно естественное явление, но если авангардиста вдохновляет безобразное и антиэстетическое, он становится проводником и пропагандистом идеологии зла.

Весь 20 век прошел в России под знаменем агрессивных идеологий и закончился торжеством идеологии «Прибыли и успеха». В переводе на старые православные понятия – это идеология «Сребролюбия и тщеславия». Бизнес оказался менее выгоден, чем коммерция. Девиз коммерции: максимум доходов при минимуме расходов пересиливает даже собственно идеологию успеха, где деньги являются средством. Можно констатировать, что в конце 20 века в мире победили всё-таки деньги. Деньги стали основной целью производственной деятельности.

Назвать новую идеологию капиталистической нельзя, потому что она враждебна как социуму, так и капиталу. Новая идеология скорее подходит под определение «Индивидуалистического паразитизма», а если говорить еще точнее: «Паразитического персонализма». Экономические отношения выстраиваются таким образом, что все получает только тот, кто на самом верху пусть даже самой маленькой «пирамиды».

Временная, но предельная концентрация власти и денег в одних руках, без моральных ограничений. Только тихий голос совести. Выбор искусителен: или все служат тебе, или ты служишь всем. Все или ничего. Если голос совести всё же звучит, то скорее как назойливо раздражающий, чем побудительный. На пути к абсолютной безответственности тормозят только нравственные личные качества, и если в детстве не научили: что такое хорошо и что такое – плохо, то вот вам и весь российский «беспредел». «Никого надо мной» — на небе, как и на земле. Это уже претензии человеко-бога. Тормоза сгорели.

В результате все несчастны: один человек мучает и насилует весь народ несчастный, но и сам – несчастен, потому что никого не любит и абсолютно одинок, всех боится, никому не доверяет. У всех диктаторов развивается мания преследования, даже если диктатор просто паразитирует на теле народа.

Потерявший тормоза художник так же легко превращается в диктатора, как и политик и бизнесмен. Просто, его диктатура происходит в мире духовных ценностей и скрыта до поры, пока не овладевает массовым сознанием: и тогда все заболевшие вдруг начинают пить только «Пепси», или мазать шваброй по гигантским холстам чёрной краской. И это не благородное безумство художников – это плоды духовной диктатуры определённой идеологии.

При нынешнем господстве средств массовой информации, возможно, что скоро уже даже некому будет сказать, что мир сошёл с ума. Поэтому так необходимо развивать в себе чувство прекрасного и делится им, по возможности, через те дарования, которые мы получили от Бога. Поэтому – «Красота спасёт мир». Потому что мир действительно в опасности от насаждения и процветания паразитического сознания.

Когда человек перестаёт заниматься творчеством жизни, он вырождается в паразита и, паразитируя на жизни, убивает постепенно и саму жизнь. Любой художник подписался бы под словами Ф.М.Достоевского, как и любой художник, всю жизнь выдавливает из себя раба по капле, так и любой честный бизнесмен выдавливает из себя по капле паразита.

(М.М.Обрубов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.